Стародубец Оксана Леонидовна, воспитатель и педагог-психолог МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка«- филиал «Уфимский детский сад «Радуга»

Психолого-педагогический проект «Я и мои чувства» в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет)

Психолого-педагогический проект
 «Я и мои чувства» 
в подготовительной к школе группе
(6 – 7 лет)

Актуальность

 Состояние психологического здоровья у детей в современном мире является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы.

Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.

Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.

В процессе воспитания родители допускают ошибки, которые приводят к различным трудностям у детей и к потери взаимопонимания и доверия между родителями и ребенком.

Согласно результатам диагностики(проективные методики исследования личности и актуального психоэмоционального состояния воспитанниковпо методике «Кактус», «Я в детском саду»),мы в детском саду наблюдаем всё большее количество детей с отклонениями в поведении -

с агрессивным поведением, с ярко выраженной истеричностью в поведении, непослушанием…Это может свидетельствовать о нарушении системы воспитания в семье.  Поэтому психолого-педагогический проект «Я и мои чувства» является актуальным и востребованным в соответствии с ФГОС ДО  и ФОП ДОО.

 Цель: Создание психолого-педагогических условий для закрепления представления детей старшего возраста о мире эмоций и способах адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Задачи проекта:

· Расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;

· Развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

· Формировать способности детей общаться с помощью пантомимы, мимики, жестов, интонации;

· Развивать у детей навыки самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок;

· Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.

Ожидаемые результаты

 

· Повышение уровня эмоционального развития детей; умение детей выражать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации общения.

· Заинтересованность и включенность родителей в процесс воспитания и образования детей как участников образовательного процесса;

· Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями через использование в практике современных образовательных технологий;

· Обогащение развивающей предметно-пространственной образовательной среды в групповой по эмоциональному развитию.

 

Интеграция по направлениям развития:

Социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

I.  ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор проекта

Педагог-психолог первой категории: Стародубец Оксана Леонидовна

Полное наименование проекта

Психолого-педагогический проект: «Я и мои чувства».

Цель проекта

Создание психолого-педагогических условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Участники

Дети в возрасте 6-7 лет; родители; педагоги ДОУ

Вид

Краткосрочный (один месяц)

с 11.09.23 по 06.10.2023

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

По территории реализации

Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольной образовательной организации МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка"- филиал "Уфимский детский сад "Радуга"

Этапы реализации проекта

· Подготовительный;

· Диагностический;

· Практический.

Продукт проектной деятельности:

 

Альбом детских авторских сказок «Эмоции глазами детей»

Методы, формы, технологии реализации проекта

 

· Теоретический метод -  анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

· Эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение;

· Игровые технологии;

· Методы релаксации;

· Психологический тренинг;

· Образовательная деятельность – занятия, развлечение;

· Игровые ситуации;

· Буклеты;

· Консультации;

· Видео-консультации.

II. Этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап: 

1. Оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей (подборка анкет,  методик,диагностики)

2. Подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого обучающего игрового оборудования для занятий.

3. Подбор методического, дидактического, художественного демонстрационного, информационного материала по теме проекта.

4. Подбор интернет – ресурсов по заданной тематике.( https://vk.com/wall-163432394?q=%23%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0)

Основной этап:

1. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по эмоциональному развитию детей.

2. Анкетирование родителей, изготовление буклетов.

3. Образовательная деятельность с детьми.

4. Игровая, познавательная, творческая деятельность с детьми.

Заключительный этап:

1. Итоговое развлечение "Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций"

2.Изготовление альбома детских авторских сказок «Эмоции глазами детей». На листе А4 взрослый записывает придуманную совместно с ребенком сказку, а ребенок рисует иллюстрацию к ней.Затем дети совместно с педагогом-психологом оформляют альбом "Эмоции глазами детей".

3. Акция для детей и родителей «Поделись положительными эмоциями»

 

Мероприятия по реализации проекта:

Дата

Мероприятия

Работа с родителями

Продукт недели

с 11.09.2023 -15.09.202г.

Занятие1: «Настроение и Радость»

Занятие 2: «Грусть»

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Игра-загадка «Маски»

Упражнение «Я удивлюсь, если…»

Упражнение «Изображаем эмоции с помощью движений тела»

Дидактическая игра «Уголки -эмоции»

Анкетирование  родителей:

«Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»

 

Изготовление стенда "Мое настроение" в приемной группы.

с 18.09.2023 - 22.09.2023г.

Занятие 3: «Добродушие» 

Занятие 4: «Злость»

Игра «Театр»

Игра «Угадай эмоцию на ощупь»

Упражнение «Изображаем эмоции»

Упражнение «Угадываем эмоции по голосу»

Магнитная игра «Эмоции»

Консультация: "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста"

Изготовление Лэпбука «В мире эмоций»

с 25.09.2023-29.09.2023г.

Занятие 5: «Обида»

Игра «Выражение эмоций»

Игра «Четвертый лишний»

Упражнение «Угадываем эмоции»

Упражнение «Рисуем цвет эмоций»

Игры с развивающими карточками «Эмоции»

Игры-задания из лэпбука «В мире эмоций»

Акция  для детей и родителей: «Поделись положительными эмоциями»

Буклет:

" Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Развиваем не только интеллект"

Итоговое занятие:

"Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций"

с 02.10.2023-06.10.2023г.

Упражнение на разыгрывание историй.

Занятие 6: «Страх»

Упражнение «Доброе животное»

Упражнение «Читаем эмоции»

Упражнение «Рисуем свое настроение»

Дидактическая магнитная игра «Эмоции»

Игры-задания из лэпбука «В мире эмоций»

Видео-консультация «Как сочинить сказку вместе с ребенком»

Совместное задание для детей и родителей: листе А4 взрослый записывает придуманную совместно с ребенком сказку, а ребенок рисует иллюстрацию к ней.

 

Изготовление альбома детских авторских сказок «Эмоции глазами детей»

 

Заключение

 Анализируя проделанную работу можно сделать вывод, что дети знают о таких понятиях как «чувство», «настроение», «эмоция»; о способах, как выплеснуть свои эмоции и не навредить другим.

Дети понимают, какие эмоциональные переживания испытывает человек в разных ситуациях, могут определять настроение человека по его чувствам и эмоциям, они адекватно реагируют на разные эмоциональные ситуации, делают выводы.  

Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка, узнали о способах поддержания эмоционального благополучия своих детей.

В ходе реализации данного проекта снизилось эмоциональное напряжение детей, дети расширили знания о мире эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности, укрепить эмоционально-личностную сферу .

Вывод

Сравнительный анализ диагностики детей до и после реализации проекта показал положительные изменения в умениях детей распознавать эмоции  и применять  их в повседневной коммуникативной деятельности.

 Список литературы

1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]- М.: Просвещение, 1995. – 123 с.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М.:Просвещение, 1984 – 319 с.

4. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Тесты. Игры. Упражнения. -Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 178 с.

5. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми [Текст]/ – М.: Детство-Пресс, 2005. – 168 с.

6. Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]/ – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

7. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с.

8. Клюева, Н.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд. [Текст]/- Ярославль: Академия развития, 2001. – 186 с.

9. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос, 2001.- 204с.

10.Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст]/ Тесты и коррекционные игры. – М.: Детство-Пресс, 2000. – 305 с.

11.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] – М.: Владос, 1999. – 337 с.

12.Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников[Текст] – Минск: Гамма, 1995. – 115 с.

13.Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с.

14.Шипицина, Л.М. Азбука общения [Текст]/ Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М.: Детство-Пресс, 1998. – 295 с.

Фотоотчет:

1. Фото с занятий

f00f2258229a1698750112d19.jpgf00f2258229a1698750147d52.jpgf00f2258229a1698750162d36.jpgf00f2258229a1698750178d92.jpgf00f2258229a1698750194d23.jpgf00f2258229a1698750221d55.jpgf00f2258229a1698750246d44.jpgf00f2258229a1698750269d26.jpg

2. Игры детей в свободной деятельности

f00f2258229a1698750846d93.jpgf00f2258229a1698750871d35.jpgf00f2258229a1698750960d72.jpgf00f2258229a1698750988d22.jpgf00f2258229a1698751396d84.jpgf00f2258229a1698850116d82.jpg

3. Итоговое развлечение "Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций"

f00f2258229a1698751652d91.jpgf00f2258229a1698751666d11.jpgf00f2258229a1698751711d67.jpgf00f2258229a1698849789d84.jpgf00f2258229a1698849814d37.jpg


 

 

 

31 октября 2023 в 14:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.