Стародубец Оксана Леонидовна, воспитатель и педагог-психолог МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка«- филиал «Уфимский детский сад «Радуга»
|
Психолого-педагогический проект «Я и мои чувства» в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет)Психолого-педагогический проект
|
Автор проекта |
Педагог-психолог первой категории: Стародубец Оксана Леонидовна |
Полное наименование проекта |
Психолого-педагогический проект: «Я и мои чувства». |
Цель проекта |
Создание психолого-педагогических условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. |
Участники |
Дети в возрасте 6-7 лет; родители; педагоги ДОУ |
Вид |
Краткосрочный (один месяц) с 11.09.23 по 06.10.2023 |
Тип проекта |
Информационно-практико-ориентированный |
По территории реализации |
Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольной образовательной организации МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка"- филиал "Уфимский детский сад "Радуга" |
Этапы реализации проекта |
· Подготовительный; · Диагностический; · Практический. |
Продукт проектной деятельности:
|
Альбом детских авторских сказок «Эмоции глазами детей» |
Методы, формы, технологии реализации проекта
· Теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
· Эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение;
· Игровые технологии;
· Методы релаксации;
· Психологический тренинг;
· Образовательная деятельность – занятия, развлечение;
· Игровые ситуации;
· Буклеты;
· Консультации;
· Видео-консультации.
II. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей (подборка анкет, методик,диагностики)
2. Подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого обучающего игрового оборудования для занятий.
3. Подбор методического, дидактического, художественного демонстрационного, информационного материала по теме проекта.
4. Подбор интернет – ресурсов по заданной тематике.( https://vk.com/wall-163432394?q=%23%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0)
Основной этап:
1. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по эмоциональному развитию детей.
2. Анкетирование родителей, изготовление буклетов.
3. Образовательная деятельность с детьми.
4. Игровая, познавательная, творческая деятельность с детьми.
Заключительный этап:
1. Итоговое развлечение "Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций"
2.Изготовление альбома детских авторских сказок «Эмоции глазами детей». На листе А4 взрослый записывает придуманную совместно с ребенком сказку, а ребенок рисует иллюстрацию к ней.Затем дети совместно с педагогом-психологом оформляют альбом "Эмоции глазами детей".
3. Акция для детей и родителей «Поделись положительными эмоциями»
Мероприятия по реализации проекта:
Дата |
Мероприятия |
Работа с родителями |
Продукт недели |
с 11.09.2023 -15.09.202г. |
Занятие1: «Настроение и Радость» Занятие 2: «Грусть» Упражнение «Мимическая гимнастика» Игра-загадка «Маски» Упражнение «Я удивлюсь, если…» Упражнение «Изображаем эмоции с помощью движений тела» Дидактическая игра «Уголки -эмоции» |
Анкетирование родителей: «Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»
|
Изготовление стенда "Мое настроение" в приемной группы. |
с 18.09.2023 - 22.09.2023г. |
Занятие 3: «Добродушие» Занятие 4: «Злость» Игра «Театр» Игра «Угадай эмоцию на ощупь» Упражнение «Изображаем эмоции» Упражнение «Угадываем эмоции по голосу» Магнитная игра «Эмоции» |
Консультация: "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста" |
Изготовление Лэпбука «В мире эмоций» |
с 25.09.2023-29.09.2023г. |
Занятие 5: «Обида» Игра «Выражение эмоций» Игра «Четвертый лишний» Упражнение «Угадываем эмоции» Упражнение «Рисуем цвет эмоций» Игры с развивающими карточками «Эмоции» Игры-задания из лэпбука «В мире эмоций» |
Акция для детей и родителей: «Поделись положительными эмоциями» Буклет: " Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Развиваем не только интеллект" |
Итоговое занятие: "Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций" |
с 02.10.2023-06.10.2023г. |
Упражнение на разыгрывание историй. Занятие 6: «Страх» Упражнение «Доброе животное» Упражнение «Читаем эмоции» Упражнение «Рисуем свое настроение» Дидактическая магнитная игра «Эмоции» Игры-задания из лэпбука «В мире эмоций» |
Видео-консультация «Как сочинить сказку вместе с ребенком» Совместное задание для детей и родителей: листе А4 взрослый записывает придуманную совместно с ребенком сказку, а ребенок рисует иллюстрацию к ней.
|
Изготовление альбома детских авторских сказок «Эмоции глазами детей» |
Заключение
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод, что дети знают о таких понятиях как «чувство», «настроение», «эмоция»; о способах, как выплеснуть свои эмоции и не навредить другим.
Дети понимают, какие эмоциональные переживания испытывает человек в разных ситуациях, могут определять настроение человека по его чувствам и эмоциям, они адекватно реагируют на разные эмоциональные ситуации, делают выводы.
Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка, узнали о способах поддержания эмоционального благополучия своих детей.
В ходе реализации данного проекта снизилось эмоциональное напряжение детей, дети расширили знания о мире эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности, укрепить эмоционально-личностную сферу .
Вывод
Сравнительный анализ диагностики детей до и после реализации проекта показал положительные изменения в умениях детей распознавать эмоции и применять их в повседневной коммуникативной деятельности.
Список литературы
1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]- М.: Просвещение, 1995. – 123 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М.:Просвещение, 1984 – 319 с.
4. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Тесты. Игры. Упражнения. -Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 178 с.
5. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми [Текст]/ – М.: Детство-Пресс, 2005. – 168 с.
6. Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]/ – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
7. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с.
8. Клюева, Н.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд. [Текст]/- Ярославль: Академия развития, 2001. – 186 с.
9. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос, 2001.- 204с.
10.Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст]/ Тесты и коррекционные игры. – М.: Детство-Пресс, 2000. – 305 с.
11.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] – М.: Владос, 1999. – 337 с.
12.Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников[Текст] – Минск: Гамма, 1995. – 115 с.
13.Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с.
14.Шипицина, Л.М. Азбука общения [Текст]/ Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М.: Детство-Пресс, 1998. – 295 с.
Фотоотчет:
1. Фото с занятий
2. Игры детей в свободной деятельности
3. Итоговое развлечение "Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций"
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.